?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...Симку прибило в московский двор волной какого-то переселения еще до войны. Извозчик выгрузил ее, тощую, длинноносую, в завинченных вокруг худых ног чулках и больших мужских ботинках, и, громко ругаясь, уехал. Симка, удачно отбрехиваясь вслед и крутя руками как ветряная мельница, осталась посреди двора со своим имуществом, состоящим из огромной пятнастой перины, двух подушек и маленькой Броньки, прижимавшей к груди меньшую из двух подушек, ту, что была в розовом напернике и напоминала дохлого поросенка

Заселив, к неудовольствию прочих жильцов, каморку при кухне и вынудив тем самым разнести по комнатам хранившийся там хлам, главным образом дырявые тазы и корыта, она не вызвала к себе большой любви будущих соседей, обитателей одного из самых ветхих строений сложно разветвленного двора.

Симка вымыла общественной тряпкой пол в каморке, — тряпку в жилистых руках она держала с нежностью и твердостью профессионала, — на просохший пол поверх газет положила свою пухлую перину и обратилась к соседке Марии Васильевне с коренным вопросом:

— Послушайте, Мария Васильевна, а вообще где здесь живут интеллигентные люди?

Мария Васильевна, разгадав молниеносно извилистый вопрос, прямым ходом направила Симку к Анне Марковне.

Людмила  Улицкая «Бронька»

Мне этот пассаж кажется абсолютно великолепным, так много рассказывающим о русско-еврейских отношениях, точным до афористичности,  а потому, и только потому – ужасно смешным.  За такие  взлеты я держу Улицкую в хороших писателях.

Но вижу в ней олицетворение сегодняшней судьбы еврея в России, «еврея оставшегося». Выбравшего остаться при отворенных настежь воротах.

Такой еврей непременно должен креститься и непременно должен любить Россию и болеть за ее судьбу. И первое, и второе он делает с еврейской страстностью, то есть на прядок горячее, чем коренные жители этих мест.

И тут он попадает в положение двусмысленное и постыдное. Любя Россию больше русских, еврей раздражает, смешит, злит титульную нацию, то есть моментально попадает в извечный атракцион «еврей в России», знакомый нам лично по советскому времени, а из книг – и по дореволюционному. Лев Рубинштейн, Каспаров, балаболы с «Эха Москвы», Шендерович – вот самые заметные актеры этого аттракциона.

С христиантвом же  еще смешнее и трагичнее. Не может сервильная и ленивая  РПЦ перенесть этих иступленных неофитов с замашками римских перво-христиан.

Получается, как в том анекдоте: бороду-то я сбрею, а что с мислями делать. Еврейскую религиозную страстность эти люди несут в русскую церковь. Получается нехорошо.  А особая беда в том, что евреи эти, о которых я пишу, в большинстве своем интеллигентные, совестливые, достойные люди. И они страдают, ну те, кто поумнее, ощущая этот невпопад.

И потом, они не могу не сознавать, что крещение их – это предательство. Предательство десятков поколений своей семьи, пронесших иудаизм через всех богданов хмельницких. Если человек сегодня знает, что он еврей, то самое далекое – прадед его был религиозен. Потому, что если прадед был хотя бы атеист, то правнук уже считает себя русским, французом или англичанином. Таков безжалостный этот механизм. И умные, да еще совестливые, не могут этого не сознавать.

Есть еще третья составляющая феномена Улицкой. Эта ползучая беда, пришла  из американских и европейских университетов, она набирает силу год от года и мир потихонечку начинает харкать от нее кровью.

Я говорю о левом движении. Политкорректность – страшное его изобретение. Придуманная как защита слабых, она превратилась в агрессивный инструмент, разрушающий цивилизацию.Она стреноживает конкуренцию, двигатель прогресса, приучает к безделью, безнаказанности, к небоснованным претензиям.

Мой американский дядька рассказывал о конкурсе красоты для подростков в Нью-Джерси, в котором участвовала его внучка.  Ну то, что она не победила, он принять готов, видно, красоток там было немало. Но, то что победительницей конкурса красоты  стала хромая страшная негритянка, ему было не очень понятно. Хотя он уже в Америке лет тридцать, мог бы и привыкнуть.

Благодаря политкорректности Европа наводнена арабами и африканцами, бездельниками, не подозревающими о контрацепции.  Качнувшийся в обратную сторону маятник уже притащил монструозного Брейвика.

Американские потомственные  получатели социальных пособий уже привели к власти своего президента. А левый европейский истеблишмент сходу дал ему нобелевскую премию мира.

У меня есть личная причина не любить левых: они хотят принести мой Израиль в жертву, а я в отличие от европейского среднего класса не готов с этим мириться. Но я отвлекся.

Просто, когда я стал читать «Даниеля  Штайна», то продержался совсем недолго, кисло-сладкий отрыжечный дух отвратил меня. Я сразу понял, что меня начнут убеждать, что крещенный еврей лучше, чище, возвышенне еврея некрещеного, а дальше только держись: гей – лучше стрейта, бездельник – лучше труженика.

Этот текст я написал в ответ на просьбу высказаться о романе Улицкой и  связанных с ним еврейско-христианских взаимоотношениях.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
sted_ats_02
Apr. 2nd, 2013 03:12 am (UTC)
от
Отличное эссе! Все очень верно и правильно сказано.
nora_shafran
Apr. 2nd, 2013 10:18 am (UTC)
Перечитала в "журнальном" варианте. Согласная почти со всем, не соглашусь по поводу "балаболов" "Эха Москвы". (Там, к слову, дают говорить практически всем - но дело не в этом.) Тема "еврей в России" не главная для этой радиостанции - интересно, чем они могут раздражать Вас?
mknizhnik
Apr. 2nd, 2013 05:39 pm (UTC)

Вы правы, есть разница между текстом частным, дружеским, и текстом публичным.
Тут нужно сделать несколько уточнений.
Я достаточно осведомлен о современных российских делах, имею о них собственное и вполне определенное мнение. Высказывать его я не считаю себя в праве. Уехал, ну значит уехал.
В этом тексте я никого, ну хорошо – почти никого, не сужу и не осуждаю. Каждый волен выбирать страну, веру и даже к какому народу принадлежать. Но и я имею право на отношение к этому выбору.
Сегодня я получил, письмо, в котором мой друг убеждал, что выкресты – не предатели. Но я их так и не называл. Никаких диагнозов, просто попытка описать состояние.
К Рубинштейну и Шендеровичу отношусь с почтением, всегда читаю то, что они пишут.
Каспарова не знаю, в шахматах не разбираюсь, но готов поверить, что и он достоин уважения.
«Эхо» у нас показывают по телевизору. Я не зритель, но когда их видел, мне казалось, что там много моих соплеменников, то есть больше, чем мне хотелось бы видеть в политической передаче. Они умно, иронично, но бесконечно много говорят, говорят, говорят...
Давайте-ка, я лучше объясню на израильском примере. У нас есть такие сайты, на которых выступают неглупые и близкие мне своими взглядами люди, но сайты эти я посещаю редко. Потому, что начитавшись, чувствуешь, будто наглотался пенопласта – живот раздут, а жрать все равно охота. Они меня убеждают в том, в чем я и так уверен, рассказывают то, что я и так знаю. А те, кто думает иначе, сюда не ходит.
Теперь Вы понимаете, почему я назвал их балоболами.
Ну, а кроме того, я не прав, и в публичных текстах нужно быть не таким размашистым.
nora_shafran
Apr. 2nd, 2013 06:00 pm (UTC)
Если резюмировать, то получается так: "а Васька слушает, да ест"? - это к рецепции "Эха", что, собственно, и есть.
Я Вас поняла.
А вообще мне не по нраву и само слово "выкрест" (что-то уничижительное в нем), и то, что на самом деле за ним стоит.
Так вот мы "поспорили", будучи единомисленниками.
kurtsiha
Apr. 2nd, 2013 01:15 pm (UTC)
Большое спасибо за пост,можно скопировать для своей приятельницы,которая живет в Израиле более 40 лет и считает абсолютно также,,,?Тоже со всем согласна, в том числе и с *балаболами* *Эха Москвы*:)):)
mknizhnik
Apr. 2nd, 2013 05:40 pm (UTC)
Спасибо. Кончно, копируйте.
steppenwolf2
Apr. 16th, 2013 08:19 pm (UTC)
нужно учитывать что многие русские сами не одобряют деятельность РПЦ (а тут еще евреев не хватало :) Исторически сложилось что переход в православие в основном был связан с потребностями карьеры.
luba_livney
Jul. 1st, 2013 08:29 pm (UTC)
По поводу "Даниеля Штайна" - то же ощущение, абсолютно! И еще злость - дайте дышать уже, сколько можно еврейский вопрос решать?! Мало решали? Так нет, нате вам банку вазелина и в добрый путь, все равно этим кончится, расслабьтесь граждане.
Я вижу в переходе в другую религию и во вранье политкорректности одну общую черту - отказ от себя и желание угодить многим. Сбрить колючки с кактуса и намазаться вазелином. Это и есть предательство.
mknizhnik
Jul. 1st, 2013 08:50 pm (UTC)
Я рад совпадению наших ощущений от этого явления. Только на фоне царящей в России государственно-индуцированной гомофобии, отзываю своё брюзжание по этому вопросу. Вольно мне кривить лицо тут, где соседний город (Т-А)признан самым дружественным в мир к геям, ну не помню точно, может не самым, а там, на втором месте. Но поскольку пишу-то я по-русски, то в этот огонь я своё масло лить не хочу.
luba_livney
Jul. 1st, 2013 10:02 pm (UTC)
Хотя я не слишком пристально слежу за политикой, все же не думаю, что Россия с Израилем поссорятся на почве отношения к геям. Посмотрите, однако, до чего мы дошли в этом безумии, если свое мнение не решаемся высказать - вдруг это вызовет общественное негодование. Что,если мы создадим партию гетеросексуалов, раскрасимся в черно -белой гамме и выйдем на улицы. Потребуем равных прав с геями. А, что, еще не пора?
mknizhnik
Jul. 2nd, 2013 02:44 am (UTC)
Видно, я неловко высказался. Меня не госотношения беспокоят, а то, что человек, пишущий по-русски, должен учитывать, что происходит на родине языка. И если на иврите брюзжание о параде гордости в Иерусалиме выглядит "собственным мнением", то по-русски - быдловатым пропутинским базаром.
luba_livney
Jul. 2nd, 2013 09:38 am (UTC)
Ах отчего же это он должен? Может он и не должен ничего...
Вы напомнили мне старую мысль о том, что взрослым человек становится тогда, когда способен сделать то, что совпадает с мнением его родителей. Вольно ж нам на родине языка генеральную линию отслеживать, чтоб с ней не совпасть. Вдруг они дружно топают туда, где много вкусного.
Еще спасибо за серую розу Парижа, где-то у Вас увидела.
(Anonymous)
Jul. 1st, 2013 09:17 pm (UTC)
Дмитрий Быков - большой талант, куртуазный еврей и крещеный маньерист. Обустраивает Россию, задыхается в Израиле. Тяжелое зрелище. Ржа галутного комплекса.
mknizhnik
Jul. 2nd, 2013 02:47 am (UTC)
Он просто не гибко умный. Талантливый, работоспособный,но не умный. Я теперь это точно знаю.
luba_livney
Jul. 2nd, 2013 09:51 am (UTC)
Кто-то в комментах написал ему: "Вы неприлично выглядите,Дима". Я его не люблю за многоликость. Слишком много лица -замаешься начищать.
mknizhnik
Jul. 2nd, 2013 10:05 am (UTC)
Лайк
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

mknizhnik
mknizhnik

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner